F1Times - Ежедневно о Формуле 1

Новости, комментарии, обзоры. Все о жизни о Формулы 1

Previous Entry Расшарить Next Entry
Входной билет в Формулу 1 или "платные гонщики"
F1Times - Ежедневно о Формуле 1
f1timesru
Входной билет в Формулу 1 или "платные гонщики"

В Формуле 1 время от времени любят вспоминать о том, что некоторые пилоты платят за попадание в основной состав одной из команд весьма приличные спонсорские деньги. Чаще всего этот вопрос поднимается тогда, когда гонщики, которые уже давно выступают в Формуле 1 и имеют солидный опыт, но уже не ту мотивацию, вынуждены "подвинуться" и уступить свое место новичку, который принес с собой денежки в виде спонсорских инвестиций. Понятное дело, задеваются личные чувства опытных и бывалых гонщиков, появляется мотив поговорить или покричать о том, что место отдается новичку, да еще и не совсем опытному, мол, он не сможет вести команду в правильном направлении и т.д. и т.п.


Зачем платят за место, почему принимают не всегда тех, кто реально быстр? В виду того, что конкуренция среди молодых пилотов желающих выступить за рулем болида Формулы 1 весьма высока, а определить быстро реальную конкурентоспособность и реальные качества гонщика у команд не всегда есть возможность (отсутствие тестов и прочие нюансы), то и появляется желание заплатить за место. Критерий - денежный. Менеджеры гонщиков активно привлекают разных спонсоров (конечно же, их сначала ищут, и далеко не всегда находят) для финансирования выступления своих подопечных в нужных им командах.

Таким образом, можно назвать всего два основных критерия отбора кандидатов. Первый - качество гонщика (команды смотрят на конкурентоспособность пилота в других гоночных сериях). Второй - платежеспособность (что может принести пилот команде, точнее какие инвестиции от спонсоров). Есть еще и третий, но реже всего применяемый на практике - реклама (если гонщик уже весьма хорошо известен до Ф1, то он может принести хорошие инвестиции команде за счет продаж ее сувенирной продукции - одежда и пр.).

Примеры использования разных критериев в Формуле 1

Яркий пример можно наблюдать прямо сейчас в малазийской команде Caterham F1 Team принадлежащей талантливому бизнесмену Тони Фернандесу. Ситуация здесь такова - появились активные слухи, что ветерана Ярно Трулли хотят заменить на гонщика помоложе, пусть менее опытного, но не менее быстрого. Этого пилота мы все знаем и все, безусловно, уважаем - это Виталий Петров. Слухи, конечно же, никто подтверждать не будет, но не просто же так итальянцу Ярно захотелось показать себя в прессе.

По сути, у Трулли просто крик души какой-то - он понимает, что его позиции уже сильно пошатнулись, его результатами явно не совсем довольны (хоть об этом и не говорят напрямую). Трулли уступает своему финскому напарнику Хейкки Ковалайнену. Так что причин для беспокойства у итальянца хватает. Если не Петров будет, тогда кто-то другой, но то, что будет кто-то - это уже почти наверняка, хотя я могу ошибаться. Как вы уже догадались, здесь два критерия - качество гонщика и платежеспособность. Если Петров придет в Caterham - он принесет в команду не только деньги. Виталий, я считаю, отлично справился в этом сезоне со своей задачей. Он был конкурентоспособен, пусть и не на всех Гран-При, но россиянин из Выборга был весьма и весьма быстр.

Другим примером платы за выступление в Ф1 (очень похожий пример на предыдущий) является пилот из Венесуэлы Пастор Мальдонадо. Талантливый и быстрый парень, которому повезло, что на него обратил внимание лично президент Венесуэлы Уго Чавес. Нашлись спонсоры, финансовая подпитка, опытный менеджмент и в результате Мальдонадо оказался в Williams. Звучит это конечно не очень красиво, но ничего здесь такого нет. Во-первых. Мальдонадо заинтересовались сами представители Williams. Во-вторых. Они могли ему отказать, если бы он их не устроил по каким-то критериям отбора, несмотря ни на какие деньги. В-третьих. В Williams им весьма довольны, об этом недавно сказал сам руководитель команды Адам Парр.

Есть, конечно, вопиющие случаи, мне лично вспоминается один такой. 2005 год, Гран-При Венгрии. Израильский бизнесмен Ханох Ниссани (на тот момент ему было 42 года). Ниссани принял участие в пятничных свободных заездах за команду Minardi (помните такую маленькую, но гордую итальянскую команду) в качестве третьего пилота. Выступление израильтянина было по сути проплачено его личным крупным спонсором компанией UPEX.

Результат был таков - Ханох не смог показать даже хоть сколько-нибудь минимального результата (сплошные вылеты в гравий). В Minardi несмотря на договоренности и деньги полученные от UPEX не стали продолжать этот позор и поспешили заменить Ниссани на итальянского гонщика Энрико Токкачело. Случай вопиющий. Четко прослеживается критерий с платежеспособностью, но тут даже не знаешь, что и сказать. Ведь у Ниссани не было вообще практически опыта до Формулы 1. Автоспортом он занялся только в 38 лет. Карьеру гонщика начал в 2002 в венгерской Формуле 2000. В 2004 Ханох провёл всего три гонки в международной Формуле 3000 за команду Coloni Motorsport с лучшим результатом 12 место в Монце. Да, есть, конечно, критерий рекламный. Ниссани весьма популярен был в Венгрии на тот момент и на него могли специально прийти посмотреть его поклонники. К счастью, случаев подобных этому мало было.

Можно упомянуть еще один пример платы за выступление в Ф1, но этот пример является как раз показательным не для всех. Ярчайший пример критерия качества гонщика. Михаэль Шумахер. Да-да, именно он. Карьера в Формуле 1 в команде Jordan могла и не начаться в 1991 году у Михаэля, если бы не могучие спонсоры от Mercedes. Понятное дело, скорее всего, карьера все равно бы началась и вряд ли она была бы плохой, но как видите, не так и страшно платить за свое выступление в гонках. Главное, чтобы денежные инвестиции были оправданы результатами в дальнейшем.

Напоследок хочу упомянуть отрывок из интервью с Кристианом Хорнером (руководителем Red Bull Racing). Весьма интересные слова.

Кристиан Хорнер: "Существуют команды, у которых есть финансовая зависимость от пилотов способных принести спонсорские деньги. Такие команды всегда были, есть и будут. Это команды со скромными бюджетами, и им постоянно нужно искать источники доходов для продолжения своего участия в чемпионате.

Есть пилоты, которые готовы сделать все возможное и невозможное для своего выступления в Формуле 1. А есть просто жизнь. Проблема так называемых "платных" пилотов была всегда в Ф1 и это исторически сложившаяся норма".

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account